Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
|
| | |
| стр 1 стр 2 стр 3
Рэмбо: Первая кровь / First Blood (1982)
Моральные уроки «Первой крови» (взгляд в прошлое)
Начну с событий 23-летней давности. Во времена СССР наша печать много и негативно писала, как фильмах из серии 'Рэмбо ', так и о самом Слае Сталлоне. И этот негатив был вполне морально обоснованным. Не зная менталитета русского человека Слай, честолюбия ради, с азартом кинематографического шоумена бросился методично моделировать образ врага с Востока.
И не удивительно, что антирусский вектор вышедших один за другим 'Рэмбо-2 ' и 'Рокки-4 ' спровоцировал в Союзе 80-х скандальную реакцию. Тупить перья о скульптурно сложенный торс Рэмбо считали своим долгом кинокритики и политические обозреватели. Словом, в середине и конце 80-х Сталлоне был у нас первым героем 'чёрного пиара ' (хотя ни одного фильма с его участием в советском прокате не было). Канкан актёрских и личностных недостатков Слая (как реальных, так и вымышленных) союзные масс-медиа во всю накручивали на своё контр-пропагандистское веретено, покуда в марте 1990 года фильм 'Первая кровь ' нежданно-негаданно не появился на наших широких экранах.
Правда, до этого, наряду с затёртыми копиями скабрезного 'Калигулы ', он был ударным хитом на рынке нелегального видео. Кое-что из личных воспоминаний. - Помнится, как во второй половине 1985-го владельцы первых видеомагнитофонов, насмотревшись по программе 'Время ' анти-рэмбовских репортажей, (в частности сюжет политобозревателя Анатолия Потапова о премьере 'Рэмбо-2 ' в Париже) тут же вставали на 'Рэмбо-1 ' в очередь.
Как правило, видеокассетным владельцем фильма отводилось очередному клиенту 3 часа, чтобы он за это время успел взять, посмотреть и привезти 'товар ' по адресу следующего пользователя. Словом, в ходу были пароли, шифры, явки. Подобная ситуация была отчасти воспроизведена в начальных сериях культовой 'Бригады ', где 'поганому менту ' А. Панину приносят с чёрного рынка кассету с 'Рэмбо-1 '. Правда, в рецензиях на 'Первую кровь ' маститых кинокритиков Игоря Кокарева (в книге 1987 года 'Голливуд и политика ') и Николая Савицкого (в одном из номеров журнала 'Искусство кино ' за 1986 год) невооружённым глазом ощущалась политика двойных стандартов. Было видно, что фильм Тэда Котчеффа произвёл на них неожиданно-положительное впечатление.
Но подгоняемые официальной анти-рэмбоманией (порождённой выходом 2-ой части цикла) акулы советского кинопера продолжали, правда, в снисходительной форме, клеймить 'Рэмбо-1 ', как 'реакционный ' боевик, прославляющий подвиги американских 'ястребов '. Единственной их зацепкой были вспышки воспоминаний Джона о пытках во вьетнамском плену. Своё веское слово в реабилитации образа Рэмбо из 'Первой крови ' сказал тогда автор 'Места встречи... ' Станислав Говорухин.
В одной из телепрограмм перестроечного периода он конкретно заступился за героя Сталлоне образца 1982 года, пояснив, что видит в нём не остервенелого антисоветчика, но травмированного военной мясорубкой парня, отстаивающего своё человеческое достоинство. В скором времени в этом убедился и широкий советский кинозритель, лояльно (даже сочувственно) отнёсшийся копальному киногерою. По сути, перед нами редкий, классический пример идейно-позитивного боевика, филигранно соединившего в себе
ВНУТРЕННИЙ ДРАМАТИЗМ и ВНЕШНЮЮ ЭФФЕКТНОСТЬ. Вольно или невольно, но авторы первого 'Рэмбо ' ухватили нечто существенное в психологии военных ветеранов, с их душевной надломленностью и обострённым чувством несправедливости, придав тем самым своей остросюжетной истории ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ звучание (и избежав при этом тошнотворного размахивания звёздно-полосатым флагом, что станет непременным атрибутом во второй и третьей сериях).
Герой 'Первой крови ' как бы фокусирует в себе те чаяния, которые не дают покоя участникам боевых действий. Джон бродит по дорогам Америки в поисках своего угла и боевых друзей. Но и их уже никого не осталось: кто отошёл в мир иной от ранений, кто от депрессии, кто от 'оранжевых дождей ', которыми Пентагон умерщвлял всё живое на земле Вьетнама. 7 лет обывательского равнодушия и скитаний! Былые заслуги перед родиной теперь автоматически помножены на ноль.
И никому нет дела до проливавшего - вроде бы за 'интересы государства ' - кровь вьетнамского ветерана. Особенно шерифу из небольшого городка в Орегоне, куда временно направился неприкаянный путник в надежде перекусить в каком-нибудь кафе. Когда в полицейском участке начинаются издевательства 'именем закона ' арестант устраивает бунт. Словно проснувшись от многолетней спячки и издав отчаянный крик бывшего морского пехотинца, в мгновенье ока вспомнив своё военное прошлое, он превращается в оружие массового уничтожения. Иными словами - в само ВОЗМЕЗДИЕ враждебному обывательскому эгоизму и банальному хамству в законе. Так начинается многодневное сражение затравленного вьетнамского ветерана с многочисленными отрядами полиции штата и солдат национальной гвардии (вызванными на подмогу неугомонным шерифом). Эмоциональной кульминацией фильма является ночная сцена на развалинах полицейского участка. Готовый взорваться в любую секунду Джон, в споре с боевым командиром не выдерживает и...заливается отчаянными слезами. Ни до 'Первой крови ', ни после неё в творческой биографии Сталлоне не было столь драматически-сильной игры. То, как он проник в личностную трагедию своего неприкаянного героя, переворачивает душу и спустя многие годы после первого просмотра. Скорее всего, в этих, сдавливающих горло, эпизодах Сталлоне и не играл вовсе, а препарировал на экран собственную душевную накипь и мучительные переживания, сопровождавшие его в не очень радостном детстве и в многолетней борьбе за успех. Вообще, если присмотреться, то идейная составляющая 'Рэмбо-1 ' не ограничивается лишь протестом против полицейского произвола. Хотя ситуация конфликта героя с надменным шерифом по-житейски весьма узнаваема. Каждый из нас хоть раз в жизнисталкивался с милицейской спесью и самодовольством блюстителей закона, считавших себя чуть ли ни центром мироздания. За фасадом нон-стопного киносюжета явно просматривается и обличение ура-патриотической демагогии политических чиновников, посылающих молодых парней на липовые войны в качестве 'пушечного мяса ', и обличение того, что в христианской духовной практике называется грехами негостеприимства, равнодушия и самости (в частности, в святоотеческой православной традиции не принять странника считается отвержением от самого Христа. Именно поэтому на Святой Руси среди обеспеченных слоёв населения - дворянства, купцов, помещиков - было моральным долгом построение странноприимных домов). В своих фильмах Сильвестр Сталлоне, как правило, изображает простых людей, в которых при наступлении экстремальных условий неожиданно пробуждается дух героизма. На основе собственного опыта актёр, не без достоверности, воплощает на экране образы непритязательных аутсайдеров, сопротивляющихся несправедливости и житейским невзгодам. Вероятно, этим своим качеством он и был привлекателен для широкой публики на протяжении двух десятков лет своей суперзвёздной карьеры. Вспомните, Рокки - неудачник. Рэмбо? - Он выиграл немыслимое сражение против целой армии национальных гвардейцев и заносчивых полицейских, но... так и остался неудачником. Нет нужды идеализировать личность этой голливудской легенды. Он всё равно богат и славен (хотя его популярность в последние годы уже не та, что была четверть века назад). Но на своём поприще, в своей сфере деятельности Слай Сталлоне, безусловно, выдающееся явление.
Слезы солдата
Война проходит, а солдаты остаются. И там где, когда-то был ад, они были как дома. А «тихо место» сейчас в глубине души для них звучит как ругательство. Пришедший к нам в 1982 году с кассет с гнусавым переводом Джон Рембо, был как раз одним из них. Фильм, который живет и до сих пор живее все живых, выученный наизусть, потому что здесь все по настоящему. Когда говоришь, что не ты начал войну, а в ответ получаешь очередь из автомата. С того момента выпущена тьма фильмов, а запомнилось от чего то, как грузовик прорывает блокаду полицейских машин и летит к свободе. К тому самому ветру перемен. Почему фильмы становятся культовыми? Кто вкладывает в тексты сценариев, те самые фразы, которые потом живут в нас? Когда вообще мы осознаем что данный фильм культовый? Когда Сара Коннер говорит что если робот смог осознать ценность человеческой жизни, то возможно и мы сможем, или когда Лилу плачет, просматривая информацию о нашей цивилизации, или когда плачет Джон Рембо, загнанный в угол, сдаваясь толпам полицейских, осознавая, что предает себя и ту самую свободу, которую он получил бы, поступив бы по другому. Это последние герои ушедшего века, пускай голливудские, но зато настоящие. 10 из 10
“Я приехал не для того, чтобы спасать Рэмбо от вас, а чтобы спасти вас от Рэмбо”- полковник Траутман.
- Хочешь войну, которую проиграешь? - Хочешь сказать, что двести человек против твоего мальчика – это проигрыш? - Посылая их, не забудь одно! - Что? - Запастись мешками для трупов! “Эксперт по ведению партизанской войны, безупречно владеет огнестрельным оружием, ножами, да и просто голыми руками. Он обучен игнорировать боль или погодные условия, жить под землей вне цивилизации и есть то, от чего вас стошнит. Во Вьетнаме его задачей было уничтожение противника, он воевал, убивал, жил ради победы и был лучшим”. Основав в далеком 1976 году знаменитую «Carolco Pictures», начинающие продюсеры Марио Кассар и Эндрю Вайной занялись (ну тогда то они об этом ещё не догадывались) производством одной легендарной ленты за другой. Все, по сути, для них началось (и с чем, собственно говоря, и связан взлет компании до немыслимых высот) с выхода на экраны культовой по всем показателям ленты о ветеране вьетнамской войны Джоне Рэмбо. “В городе ты закон, а здесь закон я. Отвяжись, иначе получишь войну, какая тебе не снилась” – Джон Рэмбо. Лучший и последний из элитной группы зеленых беретов, награжденный множеством медалей, в том числе медалью Конгресса за отвагу, Джон Рэмбо (Сильвестр Сталлоне) возвращается на родину в поисках единственного выжившего боевого товарища в небольшой провинциальный городок. Узнав о кончине друга, Джон собирается продолжить свой пусть на север, попутно заскочив в местную забегаловку перекусить. Однако, принятый за бродягу, герой войны попадает в полицейский участок, где до определенного момента терпит все унижения над собой. Строя из себя крутых ребят и издеваясь над этим парнем, местные копы не учли одного, да и просто не знали, с кем связались. Молчаливый, спокойный и, как казалось, безобидный Рэмбо рано или поздно должен был закипеть и выйти из под контроля. Теперь местному шерифу придется мобилизовать не только всех своих людей, но и подразделения со всего штата и местную национальную гвардию, потому что зеленый берет наведет шороху в тихом городке, устроив настоящую партизанскую войну в местных лесах, будто бы вернувшись в джунгли Вьетнама. “Они пролили первую кровь, не я” – Джон Рэмбо. В отличии от “Рокки”, которого Сталлоне создал сам, сценарий “Рэмбо” был написан им на основе книги Дэвида Морелля. Создав образ нового героя, Слай поставил его в такие жизненные условия, в которых, скорее всего, не бывал на самом деле никто. На войне он был героем, а на родине, во имя которой поливал кровь, никому не нужен. Так что это война одного человека, которую начал не он, это война внутри него, которая вырывается наружу, ввиду несправедливости и во имя правды. Достаточно сложный образ, воплощенный Сталлоне на экране с ярким и эмоциональным финалом явно пришелся по душе зрителю, которые приняли его достаточно тепло. Рэмбо появился на экранам именно так, как надо. Бесспорно одно, если бы его представили зрителю, как в продолжениях, то вряд ли бы он приобрел такую всенародную любовь миллионов. “Господь не создавал Рэмбо, это сделал я” - полковник Траутман. Тогда-то явно никто не задумывался насчет того, что они вообще делают. Абсолютно точно, что ни сам Сталлоне никто из продюсеров или режиссера не понимали, что они творят. Повернув обратно и не поехав в соседний городок, Рэмбо суждено было пойти через тот злополучный мост, изменив жизни не только миллионов людей, посмотревших и проникшись этой эмоциональной историей, но и жизнь самого Сталлоне. Успех и тот повальный культ, случившийся после выхода картины на экраны, когда портрет Сильвестра Сталлоне, угрюмого ветерана Вьетнама, стал поп-иконой 80-х, не мог не принести актеру ещё большую популярность. Сыграв сначала Рокки, а затем и Рэмбо (параллели здесь просто неизбежны, хотя картины, безусловно, разные) Сталлоне стал супергероем первой величины и идти на попятную ему было уже никак нельзя. Рэмбо становится ещё одной визитной карточной актера. Да и вообще, Слай, пожалуй, единственный актер, воплотивший на экране сразу два абсолютно культовых образа, культ которых не угасает и по сей день. И если Арни навсегда будет ассоциироваться у нас с “Терминатором”, Брюс с “Крепким орешком”, Жан Клод с “Универсальным солдатом”, то Слай это “Рокки” и “Рэмбо”. “Если бы не этот сраный коп, ничего бы не случилось. Я просто хотел поесть, но он ко мне привязался” – Джон Рэмбо. Главная заслуга Сталлоне в том, что он не позволил своему герою погибнуть (ведь по книге главный герой умирает) радикально изменив представление о том, кто такой Джон Рэмбо и кем он был раньше. Из плохого парня и жертвы, он превратился в культового героя и это огромная заслуга Слая, так как вопреки мнению и пожеланиям окружающий, он сумел настоять на том, чтобы герой выжил. Годы идут, выросло поколение 80-х и 90-х. Жаль, что подрастающая молодежь, даже если и будет знать о “Рэмбо”, “Рокки” или многих других картинах о силе, мужестве и чести, но уже до конца не проникнется этими фильмами и героями, как делали это мы. Это просто замечательно, что я, как и многие, родился именно в 80-е, что видел и рос на том, что нынешнее поколение (не все, конечно) даже не захочет увидеть. Диск “First Blood” уже на своем месте, в том же ряду, где виднеются все знакомые названия “RoboCop”, “Die Hard”, “Predator”, “Commando” и многое другое, а я с каким-то непонятным, но очень приятным чувством выключаю DVD-проигрыватель, напевая эту бессмертную мелодию: “It's a long road and it's hard as hell, tell me what do you do to survive…”. Культовое кино. Классика жанра.
стр 1 стр 2 стр 3
| |
| | |
|
|